Почему мы всегда акцентируем внимание на так называемых «ненужных знаниях»? В течение двух лет, потраченных мною в начале 1970-х годов в Стэнфордском университете на получение степени МВА, мне кажется, я перелопатил не меньше миллиона всевозможных чисел. (У меня действительно сложилось такое впечатление.) Но при этом за два года никто не потратил хотя бы 30 секунд на то, чтобы дать мне какой-нибудь дельный совет относительно методов интервьюирования. Мой последующий опыт работы консультантом по вопросам управления позволяет сделать вывод о том, что очень многие научились тщательно анализировать невероятное количество показателей и многие проблемы. Однако мало кто может назвать себя превосходным интервьюером, каковым является, например, Майк Уоллесиз (в мире бизнеса).
Скажу откровенно: молодым финансовым аналитикам, как и вице-президентам по маркетингу трудно найти более важное умение, чем умение интервьюировать человека, способного предоставить нужную информацию. Людям, вообще-то, плевать на ваши аналитические способности, если сведения, которые вы анализируете, недостаточны, поверхностны, а то и вовсе недостоверны. Душно в помещении? Стоит потолочный вентилятор купить +в москве. Он создаст комфортную обстановку.
Второразрядные интервьюеры используют в своей работе заранее заготовленные перечни вопросов (которые, честно говоря, являются не более чем поводом для начала разговора), однако очень редко способны копнуть глубже. Они гордятся количеством интервью, «взятых» ими за день или неделю. (Некоторые из болванов, с которыми мне довелось работать в консалтинговом агентстве МсКшеу & Со., хвастались тем, что им удалось взять по пять или шесть интервью за день.)
Профессионалы тоже пользуются заранее заготовленными перечнями вопросов, но они служат лишь ориентиром — в гораздо большей степени эти люди полагаются на свое чутье и интуицию. Два продуктивных интервью за день, которые содержат какую-нибудь «изюминку» (например, действительно неожиданный факт), для настоящего знатока своего дела — невероятная удача. Высококлассные интервьюеры выглядят после очередного интервью как выжатый лимон и производят впечатление игрока Национальной баскетбольной ассоциации, выложившегося «на все сто» в одном из самых ответственных матчей сезона.
Я не собираюсь давать здесь практические рекомендации, касающиеся проведения интервью (хотя они, безусловно, не повредили бы моей книге). Хочу лишь сказать, что искусство брать интервью необычайно важно. Я также хочу отметить, что, как и в случае с гольфом, теннисом или дифференциальными уравнениями, в этом деле можно достичь истинного мастерства и совершенства, если относиться к нему исключительно серьезно и постоянно оттачивать имеющиеся навыки.